Несколько дней назад дворик закарпатского художественного музея им. И.Бокшая превратился в площадку для средневекового live — концерта. Украинское барокко 17 в. исполняло вновь трио «Посока» (на общеевропейском охотничьем жаргоне означает «кровавый след убитой дичи», а общеупотребительное в древних языках — «кровь, лимфа»). Ужгород стал первым городом, где состоялся концерт, организованный «Свободной сценой».

1 час 40 минут звучали старинные инструменты гайта, цинк, шаломан (шаломая), флатраверс, пандора, которые дополняли виолончель и перкуссия. А еще было пение. После выступления ужгородцы не отпускали трио, интересовались инструментами, пробовали играть, фотографировались.

Уже позже удалось пообщаться с ребятами. Лидер «Посоки» Даниил Перцов, украинский композитор, мультиинструменталист (это он играл на перечисленных инструментах, — авт.). В каких группах только не играл. Мартин Няга (виолончель) хотя и представляет Молдову и Румынию, но хорошо разговаривает на украинском. Любомир Марияш, что играл на перкуссии, оказывается, родился в Ужгороде, сейчас живет во Львове.

Даниил Перцов рассказывает, что они являются друзьями, играют давно, но идея собрать ансамбль возникла недавно. Отдельные инструменты сделал собственноручно. «Когда мы играли не совсем эту музыку. У Любка Мариаша был собственный «Татош бэнд», очень мощный. Именно под руководством Любчика начали играть вместе. Потрясающий был проект. С 2001-го была группа «Бурдон». Я присоединился к ним в 2004 году», — говорит.

Они занимаются еще и музыкальной археологией. Но от того времени в Украине осталось мало материала, если сравнивать с библиотеками Европы, заваленными архивами 16-18 вв. Играли музыку из трех источников. «Первое — это Сильварерум из библиотеки Ягеллонского университета в польском Кракове, который белорусы называют "Полоцкой тетрадью". Хотя правильнее было бы назвать "Полоцкими листками", как "Львовские листки", которые были извлечены из учетной книги начала 16 в.», — рассказывает музыкант. — Этими же листками была набита обложка служебника, что принадлежал Киевскому митрополиту Киприяну Жоховскому, под патронатом которого работала целая команда композиторов. Среди этих листков есть черновики партесов с церковнословянскими текстами, но они очень фрагментированы. Основная же часть корпуса — это польские танцы и светские канты, которые раздавались в городской среде по всей территории Речи Посполитой. Так что этот документ, как ризы Христовы, делят три народа — поляки, украинцы русины и литвины-белорусы. Стилистически это так называемое сарматское барокко, с характерными патетически заостренными мелодическими движениями. В Западной Европе этот тренд нашел отражение в стиле «alla turca», самое яркое проявление которого — музыка к Bourgeois Gentilhomme Жана Батиста Люлли. Второй источник — это табулатура Виторис, созданная в середине 17 в. на территории современной Словакии и считается одним из главных источников старинной венгерской инструментальной музыки. Однако типологически он ближе к памятникам сарматского барокко благодаря своей межэтнической и междужанровой пестроте, в частности, к Пестрому сборнику (Братиславской табулатуры), из которого происходит напр. танец Хорея Казацкая, давший название проекта Тараса Компаниченко. Есть еще третий источник — Почаевский Богогласник 1790 года. О нем в сети достаточно много материала. В данном случае важно, что это тоже своеобразная квинтэссенция музыкального мира того времени, такой немного растянутый во времени снимок эпохи, как глубокое поле Хаббла, в котором одновременно сосуществуют разные времена».

Даниил говорит, что старинную музыку приятно играть, потому что там «есть мнение, определенные образы, ощущения». «Сложной и нестандартной была наша программа у вас, немного не удалось, как хотелось, но премьера все-таки состоялась, и это хорошо», — резюмировал.

«Посока» собирается приехать к нам уже осенью. Их друг, ужгородец Степан Тихоненко, который изготовляет старинные музыкальные инструменты и является основателем ансамбля "Castrum Hung", собирается устроить фестиваль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Закарпатцы снова митинговали из-за высоких тарифов на газ и свет (ФОТО)

Сегодня, 25 января под стенами Закарпатской ОГА снова собрались закарпатцы, которые требов…