Непростое путешествие яхтсменов из Харькова поможет ученым

Капитан Валерий Овсянников. Большую часть расходов на путешествие взял на себя. Фото: С. Беличенко
Во рту. Нашли редкого паразита. Фото: С. Беличенко
Находки. Передали ученым. Фото: С. Беличенко
Часть пути преодолели вдвоем. Фото: С. Беличенко

Харьковчане вернулись из морской научно-культурной экспедиции. Проследовав по маршруту Харьков—Херсон—Стамбул—Хайфа—Херсон на парусной яхте «Нептун», они отобрали пробы воды для мониторинга экологии моря и взяли образцы морских обитателей. Все это добро, по словам капитана Валерия Овсянникова, передали ученым ХНУ им. Каразина.

«Сегодня» выяснила, как морские путешественники из Харькова в течение 2,5 месяца преодолевали Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, проливы Босфор и Дарданеллы и зачем сухопутным ученым нужна морская экспедиция.

ЭКСПЕДИЦИЯ. Еще в начале лета яхту «Нептун» достаточно громко провожали из Харькова, а на днях путешественники вернулись в родной город. Сначала судно перевезли в Херсон, и оттуда стартовала экспедиция. Полностью путь на паруснике прошли капитан Валерий Овсянников и матрос Светлана Беличенко, которая впервые вышла в открытое море, но, несмотря на это, девушка справилась на отлично. А в Стамбуле к команде присоединился харьковский яхтсмен Станислав Стельмаченко. 

За время путешествия яхтсменам удалось преодолеть 2840 морских миль. На каждом градусе своего пути экипаж собирал пробы воды, чтобы потом ученые харьковского университета и их коллеги в университете Хайфы могли измерить уровень изменения Ph воды — водородный показатель, один из важнейших параметров качества жидкости, который влияет на химические реакции и биологические процессы в ней. Экипаж рассказывает, что даже невооруженным взглядом иногда было видно, что море грязное — на поверхности плавают нефтяные пятна. Кроме этого, участники экспедиции собирали образцы рыб и морских паразитов.

«Каждые 60 миль собирали морскую воду: помещали в пластиковую бутылку и скотчем закрепляли на ней листочек с координатами. Ловили рыбу и морских ежей», — говорит шкипер яхты Валерий Овсянников.

А во рту рыбы, которую поймали первой, обнаружили необычного паразита для тех широт. Теперь все собранные материалы будут изучать харьковские ученые.

К счастью, харьковский «Нептун» не попадал в большой шторм, даже наоборот — приходилось подолгу стоять в штиле, а однажды из-за грозы лодку снесло с курса, и вместо 12 часов пришлось добираться полтора дня. Экипаж рассказал нам, что любые вещи, которые дома кажутся элементарными, сделать на яхте в качку достаточно проблематично.

«Готовим утром кофе: качает так, что невозможно сидеть, не упираясь ногами в разные стороны. Я называю это «распереться». В одной руке чашка, в другой руке чайник. Если захочешь налить другому чай, обязательно разольешь», — рассказывает капитан.

А еще Валерий говорит об определенных правилах сна в лодке и называет позу для отдыха «лежа-стоя»: лечь нужно поперек лодки, потому как вдоль тело скатывается в сторону подветренного борта, ногами надо упираться в борт, необходимо напрячь спину и не сгибать колени. Свои особенности имеет и передвижение яхтсменов по яхте в шторм. Для этого нужно быть одетым в страховочную сбрую, которая состоит из двух ремней и карабинов. Так, поочередно пристегивая себя ремнями к борту, получится перемещаться по лодке.

Назад плыть «Нептуну» пришлось тяжелее из-за встречных ветров.

«По встречному ветру яхта идет тяжелее: брызги, уханье волн о борт, сотрясание всего корпуса», — рассказывает шкипер.

Переход через Черное море занял шесть суток, и все это время у экипажа не было возможности получать сводки о погоде.

«Все в яхте намокло. Представьте, хочешь лечь отдыхать, а тут — соленая постель, которая набрала влагу из воздуха, сырое одеяло», — говорит Валерий.

Экипаж говорит, что время в плавании летит невероятно быстро, ведь команде нужно следить за окружающей обстановкой, а особенно — крупными кораблями.

«Тут как медведь и комар. Это наша задача не попасть под бок «медведя». Мы уже вычислили, что суда подходят к нам за 20—25 минут, поэтому каждый такой отрезок времени оглядываем горизонт — и днем, и ночью», — рассказывает капитан.

Оставшееся время тратили на чтение и фильмы: запасли полтора десятка книг разных жанров. «Нептун» повидал четыре моря, и каждое из них отличалось.

«Черное море турки называют «Карадениз» — море страха, кары. Оно действительно очень черное, если смотреть сверху. Но бывали и огромные волны с красивыми бирюзовыми просветами», — рассказывает капитан.

По его словам, Мраморное море — маленькое, не особо выразительное, находится между проливами Босфор и Дарданеллы. А Эгейское — удивительное, цвета глубокой голубизны с бирюзой.

«Средиземное море — очень соленое, в нем много летучих рыб, а одну мы даже зажарили и съели», — вспоминает шкипер.

Еще одним ярким воспоминаем из путешествия стало наблюдение экипажем лунного затмения в июле.

«Мы оторвались от информационной цивилизации и даже не знали, что предстоит такое явление. Где-то на два с половиной часа мы застали невероятное зрелище. Ночь была красивой и спокойной. В море, кроме звезд, не видно было никаких огней. Очень здорово!» — говорит Валерий.

Капитан парусника говорит, что любое морское путешествие испытывает судьбу морехода. По пути «Нептуну» встретились потерпевшие кораблекрушения суда, оставшиеся выброшенными на берег, разбившиеся о скалы.

«Да, много увидишь красивого, необычного. Но компенсирует ли это тот риск и трудности, ночные вахты… В какой-то степени ты доказываешь сам себе, на что способен», — объясняет Валерий.

ЯХТА. Это дальнее путешествие было дорогостоящим: укомплектовать паруса «Нептуна» помогли харьковские еврейские организации, большую же часть затрат взял на себя капитан, который является владельцем яхты. Валерий Овсянников — член федерации парусного спорта Украины, представитель харьковского яхтклуба «Бригантина», в открытое море совершил три похода. Подобное путешествие он задумывал уже давно, поддержали его в Еврейском культурном центре «Бейт Дан», позже появилась у экспедиции и научная цель.

У самой же яхты «Нептун» богатая, почти 50-летняя история, а вот размеры скромные: 7,5 м — длина, 2,5 м — ширина и 1,65 м — высота в каюте. На яхте есть кампус, где команда пекла хлеб и варила украинский борщ. Капитан говорит, что местные яхтсмены в городе Хайфа не поверили, что реально возможно пройти такой путь на старенькой лодке, пока не увидели год выпуска лодки собственными глазами.

РАССКАЗАЛИ ОБ АНТАРКТИКЕ

В Хайфе и Тель-Авиве наши яхтсмены представили фотовыставку о подводном мире и Антарктике. А вот с образцов воды и морских обитателей начнется изучение нашими учеными Средиземного и Черного морей.

«Когда возникла идея научного сотрудничества с яхт-клубами,нас заинтересовал маршрут, ведь из того района мы не имеем биологических образцов. Наша группа специализировалась на Арктике и Антарктике, пресных водоемах, много работали в Средней Азии, на Дальнем Востоке. А вот Средиземноморье мы только узнаем», — говорит Андрей Утевский, руководитель научной составляющей экспедиции, доцент кафедры зоологии и экологии животных ХНУ.

Напомним, в Украине объявили набор участников экспедиции в Антарктиду. Для участия в экспедиции требуются ученые, врач, повар, техники и компьютерщики.

Напомним, ранее журналисты «Сегодня» рассказывали о главных преимуществах и недостатках работы в Антарктиде. В частности, оказалось, что одним из участников экспедиции был повар из детского сада.

Также стоит напомнить о невероятной истории спасения украинского биолога Николая Весельского из украинской антарктической экспедиции, который внезапно слег с аппендицитом. Ему на помощь пришли десятки людей из разных стран, зачастую не знакомых ни друг с другом, ни с заболевшим. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Закарпатцы снова митинговали из-за высоких тарифов на газ и свет (ФОТО)

Сегодня, 25 января под стенами Закарпатской ОГА снова собрались закарпатцы, которые требов…