«Сегодня» узнала, как предки харьковчан создавали ковры
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Татьяна Крупа проводит уроки по коцарству и мечтает, чтобы оно вошло в наследие ЮНЕСКО. Фото: К. Бондарь
Харьковчанка Татьяна Крупа уже несколько лет изучает и популяризует изготовление длинноворсовых ковров дослобожанского периода, которые еще называют коцами. Вместе с исследователем археологического текстиля, археологом и реставратором «Сегодня» попробовала освоить древнее ремесло и узнала, чем же особенны эти ковры и что общего у жителей Слобожанщины и тюрков.
ИСТОРИЯ И ОТКРЫТИЯ. Коцарство, в честь которого назвали одну из улиц Харькова, — это изготовление ковров с ворсом до 10 см. Его ряды чередуются с полосками полотна простого ткачества, поэтому ворс в коцах лежит под наклоном. Заинтересовалась этим ремеслом Татьяна 15 лет назад, когда увидела необычный коврик в экспозиции исторического музея. Археолог захотела узнать технологию изготовления коца.
«Взяла микроскоп и просто сидя на полу изучала ковер», — вспоминает Татьяна. Исследователь уже успела сделать серьезное открытие. «Техника изготовления коца имеет прямого старшего родственника — киргизско-узбекского жульхирса. Когда я это поняла, у меня затряслись ручки», — рассказывает Татьяна.
Как оказалось не только техника изготовления, но и орнаменты у узбекского жульхирса и нашего коца совпадают. Правда, есть и отличия: слобожанские изделия — широкие, а это значит, что производили их в коцарских цехах, а вот у узбеков они узкие и сшитые.
«На этот второстепенный момент долгое время исследователи не обращали внимания», — говорит Татьяна.
И вот уже около 10 лет археолог работает в Средней Азии и на Ближнем Востоке, где коллеги поддерживают ее научную деятельность и открытия.
«Считаю, что наш коц — это наследие дослобожанского периода. Ремесло сохранили остатки того населения, которое проживало на наших территориях до появления Слободской Украины», — объясняет Татьяна.
Истоки коцарства берут начало в XI—XV веках, когда на нынешней территории Харьковской области проживали не только славяне, но и кочевники — представители тюркских народов. Украшали коцами стены юртовидных жилищ, которые удалось раскопать харьковским археологам, или использовали в качестве ширмы модели с двухсторонним ворсом. В XVII—XVIII веках коцарство становится частью слобожанского быта, а в Харькове появляется мануфактурное производство. Коцы пользуются спросом на ярмарках, их продают за границу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Ткачество в Украине и мире: от травы и стеблей до золотой паутины
Сам ворс для таких ковров раньше окрашивали натуральными красителями. Для красного цвета, например, использовали марену красильную, для желтого — ромашку или резеду, а коричневый получали из дубовой коры или ореховой кожуры. Так как на Слобожанщине в те времена было развито овцеводство, харьковские ковры изготавливали из местной тонкорунной шерсти. Но прогресс внес свои коррективы: строительство железной дороги сократило пастбища.
«Ремесло уходит, происходит переориентация части региона с овцеводства на выращивание сахарной свеклы. Серьезно повлияла и замена природных красителей искусственными — анилинами, которые снизили качество шерсти, да и менялась мода на рынке», — рассказала Татьяна.
И лишь в 1902 году во время XII археологического съезда бабушка на Холодной горе нашла раму и смогла соткать коц.
«Это был последний проблеск. Я пытаюсь просто возродить коцарство на территории области как уникальное ремесло», — рассказывает Татьяна.
УРОКИ. Женщина мечтает внести коцарство в список нематериального наследия ЮНЕСКО, где значится список различных ремесел. Чтобы харьковское коцарство туда попало, должны существовать центры, где им занимаются. Поэтому с 2012-го Татьяна Крупа проводит мастер-классы.
«Собираемся на базе областного туристического центра или музея-усадьбы «Украинская хата» в селе Нижняя Озеряна. В группе — не более 10 человек, так как с каждым нужно индивидуально работать. Кроме объяснения технологий, я рассказываю об истории коцарства и его особенностях», — говорит Татьяна, мечтая ввести ремесло в школьную программу.
К примеру, во время уроков по трудовому обучению дети могли бы освоить древнюю ткацкую технику. Также в планах — создать видеокурсы, что позволило бы как можно большему количеству людей обучиться этом старинному ремеслу.
Корреспондент «Сегодня» тоже попробовала соткать коврик, работая со станком, который состоит из обычной деревянной рамы с набитыми гвоздиками, к которым привязаны вертикально нити. Техника плетения коца показалась нам несложной — нужно было лишь освоить технологию вязания узлов. Правда, конструкция рамы для плетения позволяет изображать на коврах лишь геометрические фигуры. Процесс плетения весьма увлекательный и успокаивающий.
Ранее мы писали, что американка создает красочные торты в виде ковров. Дизайнер и кондитер Алана Джонс-Ман печет торты, которые выглядят как коврики.
Напомним, в Украину возвращается мода на ковры. Наибольший спрос на однотонные светлые образцы, часто их выбирают для детской комнаты.
Закарпатцы снова митинговали из-за высоких тарифов на газ и свет (ФОТО)
Сегодня, 25 января под стенами Закарпатской ОГА снова собрались закарпатцы, которые требов…