Статья из газеты:
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 5 30/01/2019

Наше кино наконец-то вышло из длительного застоя. Если в 2010 году украинцы не сняли ни одного фильма, а в 2011-м – всего один, то в 2016-м – 30 картин, в 2017-м – 34, в 2018-м – 35. В титрах и на экране появляются новые лица, наши ленты отмечают на

ДОРОГА К «ОСКАРУ»

Многие фильмы, снятые у нас в последние годы, стали заметными и обсуждаемыми. А картина С. Лозницы «Донбасс» была выдвинута на участие в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» американской кинопремии «Оскар». Но, к сожалению, в шорт-лист девяти из 87 претендентов на премию не попала. Кстати, в короткий список номинации «Лучший документальный фильм» вошла лента датского режиссера Симона Леренга Вильмона «Отдаленный лай собак» — о жизни 10-летнего мальчика Олега, чью жизнь перевернули события на востоке Украины. Ленту снимали в селе Гнутово Донецкой области с 2015 по 2017 год. Вручение 91-й премии «Оскар» состоится 24 февраля 2019 года.

Как же нужно развивать наше кино, что необходимо менять, чтобы наши фильмы попадали в шорт-листы самых престижных в мире кинопремий?

кино Фото: АиФ в Украине

 

«Надо снимать хорошее кино, которое понятно любому человеку, любому зрителю на планете, с понятными всем человеческими ценностями. Другого рецепта у меня нет, — говорит актер и режиссер, заслуженный артист АР Крым Ахтем СЕИТАБЛАЕВ. – Наш институт им. Карпенко-Карого выпускает хороших актеров, режиссеров, операторов, но мало внимания уделяется сценарной школе. Поэтому со сценаристами у нас проблемы. И те редкие жемчужины, которые есть среди сценаристов, – нарасхват, у них все расписано на полтора года вперед. Надо как-то менять подготовку кадров так, чтобы все выпускники были высококлассными специалистами, а не только единицы из них – когда студент с огромным желанием овладеть профессией встречает талантливого педагога. Да и вообще в институте им. Карпенко-Карого изменения надо начинать с самого здания – на него же страшно смотреть. Кто-то когда-то выдумал фразу о том, что художник должен был голодным. Это неверно. Легче творить в хороших условиях».

Чтобы вывести украинское кино на новый уровень, нужно также, по словам А. Сеитаблаева, строить кинотеатры, которых должно быть раза в три больше, чем сейчас, нужно делать преференции для инвесторов, готовых вкладывать средства в строительство кинотеатров и покупку оборудования. Ведь сейчас, при нынешнем количестве экранов в стране, фильм с бюджетом больше 10 млн грн практически нереально «отбить» в прокате. Поэтому нужно создавать для инвесторов благоприятный климат. Исключением стали картины «Скажене весілля» (собравшее в прокате 55 млн грн) и «Я, Ти, Він, Вона» (более 60 млн грн).

Свой рецепт для нашей киноиндустрии есть и у продюсера, главы Союза молодых кинематографистов Украины Елены ФУРДУЙ.

«Если говорить про «Оскар», то Американская киноакадемия выбирает те фильмы и тех актеров, на которых она потом сможет зарабатывать в течение пяти лет, — говорит она. — Творчески мы вполне могли бы претендовать на награды, но мы пока далеки от того, чтобы быть на достойном уровне в техническом плане. В мире кино технологии ушли очень далеко вперед, а мы пользуемся списанной на западе техникой. Потому по качеству, по уровню бюджета, мы пока не дотягиваемся до тех, кто впереди. Но, повторяю, творчески – могли бы быть равными. Однако «Оскару» нужно не глубокое авторское кино, а фильмы яркие, зрелищные, захватывающие, чтобы зрители не скучали. Нам же для начала надо разобраться в своей стране, чтобы наши зрители выбирали украинское кино. Для этого необходимо многое менять. Ну, например, допускать в киноиндустрию молодую кровь. Ведь у нас у некоторых ключевых точек стоят те, кто заинтересован не в молодых талантах, а в том, чтобы хорошо пристроить своих людей. А талантливую молодежь часто пытаются выдавить вообще, чтобы самим на их фоне не выглядеть слишком серыми. И у многих, кто мог бы творить новое кино, опускаются руки. Причем, часто это происходит еще во время учебы. Есть даже такое: чтобы не взращивать себе конкуренцию, студентам не дают полную информацию. И, в лучшем случае, молодежь уезжает за границу».

Что касается государственного финансирования кино, то, по мнению Е. Фурдуй, должен быть более жестким и очень честным отбор заявок, а каждая съемочная группа профинансированной из госбюджета картины должна нести ответственность за результат, за дальнейшую судьбу фильма. В этом плане, по ее словам, есть еще один щепетильный момент: суммы, которые выделяются на конкретную картину, не должны быть в 2-3 раза завышенными. А иногда подобное – очевидно. При съемках коммерческого кино такого не может быть: инвестор вкладывает средства и требует отчета за каждую копейку.

«Конечно, изменения в лучшую сторону в нашей киноиндустрии происходят, — резюмирует наша собеседница. – Но они проходят очень медленно. Не на «5» или «12», как хотелось бы. Сколько еще поколений должно поменяться, сколько фильмов нужно снять, чтобы украинское кино дошло до уровня европейского и американского кино, не знаю, мне трудно сказать. Но этот процесс должен происходить».

кино Фото: АиФ в Украине

 

ПРЕМЬЕРА

«КРУТЫ 1918»: ИСТОРИКИ РУГАЛИСЬ, ВОЕННЫЕ ПОМОГАЛИ

7 февраля в прокат выходит нашумевший исторический экшн «Круты 1918» о событиях 100-летней давности, которые произошли на станции «Круты». Это неравный бой между силами УНР, среди которых были киевские студенты и гимназисты, и большевиками.  Мы задали несколько вопросов одному из продюсеров фильма, Артему КОЛЮБАЕВУ.

— Волнуетесь перед премьерой?

— Волнение есть. И есть большая ответственность. Мы первые, кто экранизировал исторические события нашей страны. Знаем, что будет критика и будут недовольные. Но вообще-то таких фильмов должно быть с десяток, а не один.

— Что стало основой сценария?

Дневник командира сил УНР, участвующего в бою под Крутами, Аверкия Гончаренко. На основании него наш сценарист Константин Коновалов и создал сценарий. Правда, немного дофантазировав – он добавил линию любви и линию дружбы. Получилось художественное кино на основе реальных исторических событий. Начало картины – мостик в сегодняшний день: молодой человек на Майдане решает идти добровольцем в АТО, как поступил и его прадед в 2018 году, когда пошел воевать под Крутами.

— В фильме снимались не только актеры, но и ребята из Национальной гвардии. Сложно было работать с военными?

— Наоборот, очень легко. Ведь актеры неорганизованные, не подчиняются команде. А с военными в этом плане просто. Их только переодели в форму 100-летней давности, и они исправно делали все, что требовалось. Несколько суток снимали их в 20-градусный мороз. Были взрывы, стрельба, надо было на ходу выпрыгивать с поезда. Но военные все делали спокойно, без суеты, чем нам очень помогли. Они приезжали, ставили палатки с обогревом и работали. Военные сцены снимали в основном в Киевской области, в частности, в Васильковском р-не.

— Бюджет полностью государственный?

— Нет, 50 на 50. Благодаря Госкино мы получили половину государственных средств, остальное – частное финансирование. При чем, свои деньги вложили даже иностранцы – польская и итальянская компании, которые помогли нам с музыкой, звуком, монтажом. Значит, нам доверяют и интересуются нашей историей.

— В чем были трудности?

— Сложно было найти консультантов. Историки спорили и даже ругались между собой. В съемочной группе тоже каждый отстаивал свою точку зрения. Но главное то, с чем согласны все: мы не хотим делать пропаганду, мы сделали героизацию. Чтобы воспитывать храброго молодого человека – такого, какие были 100 лет назад, и какие есть сейчас.

ИНТЕРЕСНО

КИНОШНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

— В 2018 году на производство украинских фильмов потрачено из госбюджета почти 480 млн грн.

— В прошлом году в Украине выпустили 35 полнометражных лент, 22 из них — при поддержке государства.

— По данным Госкино, в прошлом году общий бокс-офис (кассовый сбор) составил 2,441 млрд грн., продано более 28,4 млн билетов. Доля украинских фильмов в общих кассовых сборах выросла более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом и составила 8,15%. Это почти 199 млн грн., поступившие в кассы от почти 2,5 млн зрителей. 

— 14 января 2019 года президент П. Порошенко внес в Верховную Раду проект закона, разработанный Госкино и Минкультуры, о присоединении Украины к Европейскому фонду поддержки совместного производства и распространения художественных кинематографических и аудиовизуальных произведений ("EURIMAGES»).

— Самые ожидаемые премьеры 2019 года: «Круты 1918» (февраль), «Номера» (фильм А. Сеитаблаева по сценарию О. Сенцова, весна), «Стус» (премьера ставшей скандальной во время съемок картина планировалась на февраль, но, возможно, будет перенесена на осень), «Захар Беркут» (масштабная зрелищная картина А. Сеитаблаева, октябрь), «Гарет Джонс» (фильм польского режиссера Агнешки Холланд совместного производства Польши, Шотландии, Германии, Бельгии и Украины, — о молодом журналисте из Уэльса, который впервые рассказал миру правду о Голодоморе в Украине, хотя его обвиняли во лжи, впервые покажут в феврале в Германии, на кинофестивале «Берлинале», дата премьеры в Украине  пока неизвестна), «Довбуш» (фильм О. Санина, премьера – осенью).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Закарпатцы снова митинговали из-за высоких тарифов на газ и свет (ФОТО)

Сегодня, 25 января под стенами Закарпатской ОГА снова собрались закарпатцы, которые требов…